Нижегородская транспортная прокуратура разъясняет: «Черный список» авиапассажиров: что о нем следует знать
В последнее время инциденты с «авиадебоширами» участились. Их не пугают ни средства сдерживания на борту, ни штрафы, ни даже реальные сроки административного или уголовного наказания.
Под авиадебоширом понимается пассажир воздушного транспорта, нарушающий общественный порядок во время перелета.
В соответствии с Правилами воздушной перевозки (приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82), перевозчик имеет право снять пассажира или так называемого авиадебошира с рейса, если он создает ситуации, угрожающие безопасности полета или жизни, здоровью и личному достоинству других пассажиров, авиаперсоналу, находится в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляет человеческое достоинство, курит, в том числе электронные сигареты на борту самолета, использует аварийно-спасательное оборудование без соответствующих указаний экипажа, создает условия, некомфортные для остальных пассажиров и препятствующие работе членов экипажа, портит имущество, не выполняет распоряжения командира судна и другие.
В целях обеспечения безопасности полета командир воздушного судна имеет право отдавать распоряжения членам экипажа, применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении таких авиадебоширов.
Если нарушитель отказывается подчиняться распоряжению командира воздушного судна, то к нему применяются специальные средства сдерживания (пластиковые наручники или нейлоновые ремни) для пресечения противоправных действий (постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 978).
О факте совершения пассажиром действий, которые могут подпадать под признаки административного правонарушения либо преступления, командир судна информирует в письменной форме перевозчика.
Копия этого документа также вручается авиадебоширу до покидания им воздушного судна. В случае отказа от получения копии данного документа, в нем делается отметка.
Решение о внесении пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком («черный список»), принимается авиакомпанией в течение 30 дней со дня получения или размещения в сети «Интернет» вступивших в законную силу судебных решений о привлечении к ответственности за совершение противоправных действий.
После внесения пассажира в «черный список» перевозчик в письменной форме уведомляет о принятом решении пассажира, а также разъясняет о случаях, при которых пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки.
Перечень таких случаев определен частью 6 статьи 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Исключение пассажира из черного списка осуществляется
по истечении одного года с даты вступления в законную силу судебных решений о привлечении к ответственности за совершение противоправных действий.
Кроме этого, авиакомпания-перевозчик вправе взыскать с авиадебошира в судебном порядке компенсацию в связи с вынужденной посадкой, задержкой авиарейса.
Действия авиадебоширов могут быть квалифицированы по целому ряду норм Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Чаше всего действия нарушителя квалифицируются по части 6 статьи 11.17 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за невыполнение лицами, находящимися на борту, законных распоряжений командира воздушного судна, наказание за которое предусмотрено в виде штрафа до 5 тыс. рублей или административного ареста до 15 суток.
С точки зрения уголовного законодательства действия авиадебоширов квалифицируются как хулиганство, совершенное на воздушном транспорте, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность по статье 213 УК РФ в виде штрафа до 500 тыс. рублей или лишения свободы до 5 лет.
За действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств предусмотрена уголовная ответственность по статье 267.1 УК РФ в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей либо лишения свободы до 2 лет.
Нижегородская транспортная прокуратура разъясняет о предоставляемых оператором аэропорта услугах без взимания дополнительной платы пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
В соответствии с пунктом 7 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:
- сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;
- предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта;
- дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации;
- обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
- предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке;
- иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82.
Напоминаем, что в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на носилках осуществляется с предварительного уведомления перевозчика или агента перевозчика, осуществляющего бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, либо туроператора или турагента о потребности в перевозке на носилках в сроки, установленные перевозчиком.
Нижегородская транспортная прокуратура отвечает на вопрос: законны ли действия авиакомпании, отказавшей в перевозке инвалида по причине отсутствия технических средств на борту воздушного судна?
В соответствии с пунктом 5 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в воздушной перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, и сроки такого оснащения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Требования к оснащению воздушных судов техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими доступность воздушных судов для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности утверждены приказом Минтранса России от 02.08.2018 № 290.
За уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг предусмотрена административная ответственность по статье 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа до 30 тысяч рублей.
Следует помнить, что в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на носилках осуществляется с предварительного уведомления перевозчика или агента перевозчика, осуществляющего бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, либо туроператора или турагента о потребности в перевозке на носилках в сроки, установленные перевозчиком.
Нижегородская транспортная прокуратура отвечает на вопрос: вправе ли работодатель направить в служебную командировку работника в возрасте до восемнадцати лет
В соответствии со статьей 268 Трудового кодекса Российской Федерации запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Нижегородская транспортная прокуратура разъясняет об ответственности за пропаганду наркотиков через сеть «Интернет»
За пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предусмотрена административная ответственность по части 1.1 статьи 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа на граждан в размере до 30 тысяч рублей; на должностных лиц - до 100 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - до 100 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - до 1 млн 500 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нижегородская транспортная прокуратура информирует о льготах по освобождению от уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, мировые суды
Федеральным законом Российской Федерации от 14.11.2023 № 536-ФЗ внесены изменения в статью 333.36 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу 14.12.2023.
Нижегородская транспортная прокуратура информирует об особенностях проведения выборов, референдума при военном положении
Федеральным законом Российской Федерации от 14.11.2023 № 531-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с внесенными изменениями при введении военного положения высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации на территории которого оно действует, вправе направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации предложение о назначении выборов, референдума в следующие сроки: в отношении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации - не ранее чем за 105 дней и не позднее чем за 95 дней до дня голосования; в отношении выборов в органы местного самоуправления - не ранее чем за 95 дней и не позднее чем за 85 дней до дня голосования; в отношении референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума - в течение пяти дней со дня признания законодательным органом субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, установленным требованиям.
В случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней предложение о назначении выборов должно быть направлено в течение сроков, установленных для выборов более высокого уровня. Если военное положение введено на части территории Российской Федерации уже после назначения выборов или референдума, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, на территории которого введено военное положение, вправе направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации предложение о проведении выборов, референдума в течение пяти дней со дня введения военного положения, но не позднее дня, предшествующего дню голосования.
Кроме этого, внесенными поправками установлено, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не применяется также к отношениям, связанным с закупкой товаров, работ, услуг избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и территориальными избирательными комиссиями, осуществляемой за счет средств, выделенных из бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджета федеральной территории на оказание содействия в подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти.
Нижегородская транспортная прокуратура разъясняет: уточнены отдельные положения Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»
Федеральным законом от 14.11.2023 № 530-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», согласно которым в случае, если на части территории Российской Федерации введено военное положение, выборы Президента Российской Федерации на такой части территории могут проводиться в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
При этом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации могут быть установлены особенности подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации в период действия на части территории Российской Федерации военного положения.
Фото и видеосъемку на избирательных участках могут осуществлять лица, имеющие в соответствии с законом право на ее осуществление, таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Также необходимо сохранять конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списках избирателей и иных документах.
В случае осуществления фото и видеосъемки в помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, допускается только аккредитованными представителями средств массовой информации и по согласованию с командиром воинской части.
При появлении судимости у зарегистрированного кандидата на выборах Президента Российской Федерации такой кандидат обязан не позднее 18 часов по московскому времени дня, следующего за днем появления судимости, представить в Центральную избирательную комиссию сведения об указанной судимости в письменной форме.
Нижегородская транспортная прокуратура информирует: С 1 января 2024 года устанавливаются правила оказания субъектами Российской Федерации государственной социальной помощи на основании социального контракта нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на ее территории
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 № 1931 утверждены правила оказания субъектам Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной федеральным законом «О государственной социальной помощи» (далее – постановление, правила).
В соответствии с указанными правилами право на государственную социальную помощь на основании социального контракта возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина, рассчитанный в соответствии с Федеральным законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в субъекте Российской Федерации на дату обращения.
Для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданину необходимо подать в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи заявление.
Заявление может быть подать в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом социальной защиты населения и указанным многофункциональным центром либо лично.
Документы, необходимые для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2023 № 1931 «Об оказании субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной Федеральным законом «О государственной социальной помощи» запрашиваются органом социальной защиты населения в порядке межведомственного взаимодействия.
Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.
Настоящими правилами также предусмотрены основания для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, одним из которых являются превышение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина над величиной прожиточного минимума на душу населения, наличие в заявлении о назначении и (или) документах (сведениях) недостоверной и (или) неполной информации и другие.
Решение о назначении либо об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается органом социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Правила вступают в силу с 01.01.2024.
Нижегородская транспортная прокуратура информирует: С 1 января 2024 года устанавливается новый порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер соцзащиты
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1910 утверждены правила информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления (далее – Правила).
В соответствии с указанными Правилами участниками информирования являются: гражданин, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты, организации, предоставляющие меры социальной защиты, Федеральная служба по труду и занятости, многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры), Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, единый институт развития в жилищной сфере, определенный Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В целях обеспечения возможности информирования, гражданину необходимо дать согласие на получение информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты, их условиях назначения, представить сведения, необходимые для получения персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, путем заполнения анкеты в личном кабинете гражданина федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; определить предпочтительный способ информирования и другие.
Информирование граждан осуществляется через личный кабинет на едином портале, единый телефонный номер участника информирования либо путем личного посещения гражданином органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров.
Согласно Правилам гражданину предоставляется персонифицированная и неперсонифицированная информация.
К персонифицированной относится информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, перечне положенных ему мер социальной защиты, статусе рассмотрения его обращения.
К неперсонифицированной информации относится информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, об условиях и способах получения мер социальной защиты, о перечне документов, необходимых для получения мер социальной защиты, сведениях об организациях, предоставляющих меры социальной защиты и др.
Правила вступают в силу с 01.09.2024 года.
|