Официальный сайт городского округа город Бор
Пресс-релиз от 29.06.20 г.
Президиум Верховного Суда РФ представил в июне 2020 года первый обзор судебной практики в этом году
Среди приведенных правовых позиций особо следует выделить следующие:
- покупатель не вправе отказаться от оплаты товара, поставленного без необходимой документации, если он не заявил об отказе от такого товара в связи с невозможностью или затруднительностью его использования по назначению без соответствующих документов;
- в случае признания судом требований потерпевшего о выплате страхового возмещения в денежной форме обоснованными отказ во взыскании со страховщика штрафа незаконен;
- доходы от предпринимательской деятельности относятся к общему имуществу супругов;
- если допущенное работодателем нарушение трудовых прав носит длящийся характер, исковые требования могут быть предъявлены работником в течение всего срока неисполнения работодателем своей обязанности;
- в случае использования одним из собственников общего имущества в здании единолично в нарушение закона или порядка пользования общим имуществом он должен возместить другим собственникам причиненные убытки;
- индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющие как единый налог на вмененный доход, так и общую систему налогообложения по различным видам своей предпринимательской деятельности, имеют право на исчисление страховых взносов со своего дохода по той части деятельности, по которой применяется общая система налогообложения.
Изменения в жилищном законодательстве
Федеральным законом от 25.05.2020 № 156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректирован порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме электронного голосования.
Предусматривается, что первое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ (электронная форма голосования) проводится по инициативе собственника помещения или лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. При этом инициатор проведения такого собрания осуществляет полномочия администратора общего собрания. Определены полномочия администратора.
Собственник помещения вправе не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения первого общего собрания собственников в электронной форме представить лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, письменный отказ от проведения такого собрания. Собрание не может быть проведено при наличии письменных отказов собственников, обладающих более чем 50% голосов от общего числа голосов.
Не позднее чем за 10 рабочих дней до даты проведения первого общего собрания собственников в электронной форме администратор размещает в ГИС ЖКХ и направляет собственникам сообщение о проведении собрания и о порядке представления письменного отказа от его проведения, а также размещает в общедоступных местах (на досках объявлений) указанное сообщение и правила доступа к ГИС ЖКХ не зарегистрированных в ней собственников.
Продолжительность голосования по вопросам повестки дня общего собрания с использованием ГИС ЖКХ увеличена и должна составлять теперь не менее чем 7 дней и не более чем 60 дней с даты и времени начала проведения голосования.
Предусматривается, что собрание собственников также может осуществляться с использованием региональной информационной системы (в порядке, аналогичном проведению собрания с использованием ГИС ЖКХ).
Данный федеральный закон вступил в силу 25.05.2020.
Изменения в законодательстве об исполнительном производстве
Федеральным законом от 21.02.2019 № 12-ФЗ, Приказом Минюста России от 27.12.2019 № 330 «Об утверждении Порядка расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве" внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».
С 1 июня 2020 года увеличивается число доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Речь идет о средствах, выделенных гражданам, пострадавшим в результате ЧС, в качестве единовременной материальной помощи и/или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате ЧС, и гражданам, здоровью которых причинен вред различной степени тяжести.
Кроме того:
- закрепляется обязанность должника предоставлять документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание;
- устанавливается обязанность кредитной организации, обслуживающей счета должника, осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую обращается взыскание, с учетом установленных ограничений и запретов на обращение взыскания;
- расширяется перечень сведений, которые судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов и кредитных организаций.
Понятие амнистии в уголовном праве
По своему политико-правовому смыслу амнистия является актом милосердия, проявлением гуманизма, великодушия государства по отношению к гражданам, преступившим уголовный закон, и предполагает полное или частичное освобождение определенных категорий лиц от уголовной ответственности и от наказания.
Осуществление полномочия объявлять амнистию возлагается на Государственную Думу, которая при этом исходит из интересов политической и экономической целесообразности, социальной обусловленности амнистии как гуманистической акции в демократическом правовом государстве, а также из положений Конституции Российской Федерации об основах конституционного строя, предопределяющих обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как непосредственно действующие, защищать нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, в том числе от преступных посягательств и злоупотреблений властью, обеспечивая законность, правопорядок, общественную безопасность.
Согласно ст. 84 УК РФ амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, которые могут быть освобождены от уголовной ответственности, от наказания, как основного, так и дополнительного, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Амнистия применяется к преступлениям, совершенным до ее вступления в законную силу.
Следует отметить, что амнистия не противопоставляется закону, устанавливающему ответственность за совершение преступных деяний, а только частично либо полностью освобождает от наказания, обязывает заменить наказание более мягким либо прекратить уголовное преследование. В случаях если уголовное дело не возбуждено, то акт амнистии вообще исключает его возбуждение.
Амнистия является императивным (обязательным) видом освобождения от уголовной ответственности и наказания, так как не зависит от усмотрения исполняющего ее органа и волеизъявления амнистируемого лица, что представляется вполне обоснованным, поскольку только в таком случае воля законодателя реализуется без каких-либо ограничений.
Права свидетеля на досудебной стадии уголовного судопроизводства.
Свидетель как лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний, не является стороной в уголовном деле, относится к иным участникам уголовного процесса.
Согласно пункту 6 части четвертой статьи 56 и части пятой статьи 189 УПК Российской Федерации свидетель вправе являться на допрос с адвокатом; если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашенным им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе и пользуется правами давать своему доверителю в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия.
Согласно части второй статьи 56 УПК Российской Федерации вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном статьями 187 - 191 данного Кодекса. Статья 190 УПК Российской Федерации, закрепляющая правила составления протокола допроса свидетеля, устанавливает, что по окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делается соответствующая запись; ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению (часть шестая); в протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе; каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения (часть седьмая); факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола; допрашиваемое лицо подписывает также каждую страницу протокола (часть восьмая).
Данные нормы, обеспечивая право свидетеля на ознакомление с записью его показаний в протоколе и на их уточнение, вместе с тем не предусматривают специальной процедуры вручения копии протокола допроса и последующего ознакомления с ним, а равно и с другими материалами уголовного дела свидетеля - лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, которое вызвано для дачи показаний (часть первая статьи 56 УПК Российской Федерации) и которое не является стороной в уголовном деле, а относится к иным участникам уголовного процесса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 534- О).
Вместе с тем, свидетель наделен правом приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда (пункт 5 части четвертой статьи 56 УПК Российской Федерации), в том числе на нарушающие права и законные интересы свидетеля действия следователя при его допросе. Соответственно, при обжаловании таких действий свидетель и оказывающий ему юридическую помощь адвокат не могут быть лишены возможности ознакомления с протоколами, фиксирующими обжалуемые действия (Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1346-0).
Судимость: понятие и правовые последствия
Судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные уголовным законодательством правовые последствия.
Наличие судимости у лица порождает его особые уголовно-правовые отношения с государством: при совершении этим лицом нового преступления судимость служит основанием для применения к нему более строгих мер уголовной ответственности.
В силу ч. 1 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Момент погашения или снятия судимости не совпадает с моментом отбытия наказания осужденным. Состояние судимости продолжается и после отбытия наказания в течение определенного срока.
Судимость погашается:
а) в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;
б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;
г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания;
д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста 18 лет, сроки погашения судимости сокращены и соответственно равны:
а) 6 месяцам после отбытия или исполнения наказания более мягкого, чем лишение свободы;
б) 1 году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;
в) 3 годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо-тяжкое преступление.
Срок погашения судимости необходимо определять в редакции уголовного закона, действовавшего на дату вынесения приговора.
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно и возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.
Кроме того, судимость может быть досрочно снята на основании акта об амнистии, принимаемого Государственной Думой РФ или в порядке помилования Президентом РФ.
Погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия, предусмотренные уголовным законом.
Уголовная ответственность за налоговые преступления
Внесены поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, связанные, помимо прочего, с изменением порядка определения порога уголовной ответственности за совершение преступлений в налоговой сфере.
С 12.04.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.04.2020 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Статьями 198, 199, 199.1-199.4 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за противоправные деяния в сфере налогообложения и (или) страхования, совершенные, по меньшей мере, в крупном размере. Правила определения крупного размера изложены в примечаниях к соответствующей статье, которые изменены вышеуказанным Федеральным законом.
Так, ранее для квалификации уклонения физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (ст.198 УК РФ) данное лицо должно было уклониться от уплаты суммы налогов, сборов, страховых взносов, составляющих за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 900000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 2700000 рублей.
В настоящее время правила определения крупного размера по данной статье изменены. С 12.04.2020 данное деяние подлежит квалификации по ст.198 УК РФ в случае, если физическое лицо уклонилось от уплаты суммы налогов, сборов, страховых взносов, составляющих за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2700000 рублей (независимо от доли неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности).
Подобным образом изменились правила определения особо крупного размера по данным преступлениям. Аналогичные по сути изменения внесены в примечания ст.ст.199, 199.1-199.4 УК РФ.
Уголовная ответственность за ложные показания.
Нередко свидетели дают ложные показания чтобы «как-то помочь» своим соседям, знакомым избежать ответственности за совершенное преступление или «облегчить» их участь при назначении наказания.
Лжесвидетельство может серьезно навредить не только правосудию, но и личности, привести к таким вредным последствиям как оправдание преступника или осуждение невиновного.
Преступлением являются заведомо ложные показания, давая которые лицо, старше 16 лет, сознательно искажает известные ему обстоятельства.
Ответственность за ложные показания наступает независимо от того, искажают ли они истину в пользу обвиняемого или против него, а равно в пользу истца или ответчика по гражданскому делу.
Мотивы действий виновного могут быть различны: стремление улучшить или ухудшить положение обвиняемого, боязнь мести с его стороны, корысть, неприязненные отношения.
Показания в уголовном процессе - это сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению, в том числе о личности обвиняемого, потерпевшего, взаимоотношениях с ним. Преступными будут являться только те показания, которые касаются существенных обстоятельств, относящихся к предмету доказывания.
Ложными признаются не соответствующие действительности показания, если они даны уполномоченному на сбор и исследование доказательств лицу и надлежащим образом оформлены.
Умолчание не является лжесвидетельством.
Освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно до вынесения приговора или иного решения суда заявил о ложности данных им показаний.
Уголовный закон предусматривает за лжесвидетельство наказание в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб., либо обязательных работ до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 2 лет.
Уголовная ответственность за укрывательство особо тяжких преступлений
Ответственность за укрывательство особо тяжких преступлений предусмотрена статьей 316 Уголовного кодекса Российской Федерации. К таковым относятся: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), разбой (ч.ч. 3-4 ст. 162 УК РФ) и другие.
Укрывательство заключается в заранее не обещанном сокрытии преступника, совершившего особо тяжкое преступление, следов, орудий и средств такого преступления, а также предметов, добытых преступным путем. Если же лицо участвует в совершении преступления, то его действия не могут расцениваться как укрывательство.
Состав преступления считается оконченным с момента совершения любого из вышеперечисленных действий. Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.05.2018 № 10 «О практике применения судами положений части 6 статьи 15 УК РФ определено, что изменение судом категории преступления с особо тяжкого на тяжкое преступление не исключает уголовную ответственность другого лица за заранее не обещанное укрывательство особо тяжкого преступления.
Согласно примечания к статье 316 УК РФ, освобождаются от уголовной ответственности за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений супруги или близкие родственники совершившего преступление лица, к которым, помимо супругов, относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. Указанные лица уголовной ответственности по статье 316 УК РФ не подлежат.
Санкция статьи 316 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.
О реестре наиболее пострадавших некоммерческих организаций в условиях распространения нового коронавируса
В целях более оперативного определения получателей государственной поддержки Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 № 847 предусмотрено создание реестра некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
Определено, что вести данный реестр будет Минэкономразвития Российской Федерации. В реестр войдут:
- частные образовательные организации;
-благотворительные организации;
-НКО, находящиеся на упрощенной системе налогообложения (УСН), занимающиеся деятельностью в сфере соцобслуживания граждан, научных исследований и разработок;
-НКО – получатели грантов для поддержки науки и образования, культуры и искусства, освобождаемых от налогов.
Необходимую информацию для реестра будут предоставлять Рособрнадзор и ФНС, документом определен состав сведений.
Особенности сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) в период распространения нового коронавируса
Приказом Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15.06.2020 № 297/655 «Об особенностях проведения единого государственного экзамена в 2020 году» установлены правила проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в период распространения нового коронавируса.
В сдаче ЕГЭ в текущем году будут участвовать только те выпускники, которые собираются поступать в вузы, испытания предусмотрены по 11 предметам. Экзамены можно сдать в основной период, а также в резервные и дополнительные сроки. Закреплены особенности проведения пробного ЕГЭ, который проводится без привлечения участников экзаменов.
В каждой аудитории должны находиться не менее двух организаторов. Если нет такой возможности выполнить данное условие, то по решению ГЭК и с согласия Рособрнадзора достаточно присутствия одного организатора.
О временном порядке распределения некоторых лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для лечения новой коронавирусной инфекции
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 г. № 816 утвержден временный Порядок распределения в Российской Федерации некоторых лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для лечения новой коронавирусной инфекци.
Контроль за соблюдением указанного Порядка возлагается на Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Еженедельно производители и компании, занимающиеся ввозом в страну импортных лекарств для лечения коронавируса, обязаны будут направлять в Минздрав РФ план распределения поставок медикаментов с приложением заявок, поступивших от регионов.
В заявках должны указываться названия препаратов и форма выпуска, сведения о медицинских организациях, в которые планируется направить медикаменты, данные о количестве пациентов с подтверждённым диагнозом новой коронавирусной инфекции, для которых закупаются препараты.
В перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для лечения новой коронавирусной инфекции вошли определенные, указанные в документе препараты.
Перенесены сроки выбора работниками способа ведения трудовой книжки и выплаты северянам компенсаций проезда к месту отдыха и обратно
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 887 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений в 2020 году».
Указанным документом установлены особенности регулирования трудовых отношений в 2020 году. Так, крайний срок уведомления работодателями сотрудников о необходимости выбрать между бумажной или электронной трудовой книжкой перенесен с 30 июня на 31 октября текущего года. Окончательно определиться с выбором работникам необходимо до конца года.
«Северянам» - работникам в местностях Крайнего Севера и приравненных к ним работодатель раз в 2 года возмещает стоимость проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно. Компенсацию, не использованную в 2020 году, можно получить в 2021 году.
Компенсации, которыми работникам не удалось воспользоваться, возвращаются работодателю в течение 7 дней. Исключение составляют случаи, когда перевозчик продлил действие билетов на следующий год или не вернул за них деньги.
Об изменениях в Правила предоставления субсидий на благоустройство школ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2020 г. № 821 внесены изменения в пункт 15 приложения № 25 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования».
Согласно новеллам регионы смогут вносить изменения в заявки на получение субсидий из федерального бюджета для благоустройства общеобразовательных учреждений.
Таким образом, у регионов появилось право при необходимости ходатайствовать о замене объектов, ранее указанных в заявке, при условии, что это не приведёт к увеличению размера запрашиваемых субсидий. Субъект Российской Федерации в ходатайстве о внесении изменений в представленную заявку должен гарантировать без увеличения размера субсидии:
- размер расчетной стоимости капитального ремонта зданий не менее размера, указанного в прошедшей отбор заявке;
- достижение установленных соглашением значений результата использования субсидии.
Новый порядок поможет завершить благоустройство государственных и муниципальных школ в отведённый для этого срок – к 2021 году.
Особенности разрешительных режимов при обеспечении охраны труда
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 № 849 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 440» работодателю предоставлено дополнительное время для организации учебы по охране труда в обучающих организациях и у работодателя и по оказанию первой помощи пострадавшим (для тех, кто имеет рабочую профессию).
С учетом внесенных изменений обучение по охране труда в обучающих организациях, непосредственно в самой организации и обучение работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим проводится не позднее 3 месяцев с даты назначения на соответствующую должность (работу) или перевода на другую работу, если исполнение трудовых обязанностей на данной работе требует проведения такого обучения.
Срок обучения по охране труда или проверки знаний требований охраны труда работников организаций, истекающий в период с апреля по сентябрь 2020 г., продлевается до 1 октября 2020 г.
Срок действия результатов проведения специальной оценки условий труда, истекающий в период с апреля по сентябрь 2020 г., продлевается до 1 октября 2020 г.
Срок действия выданного сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда продлевается на 6 месяцев в отношении сертификатов, выданных в период с 20 апреля по 20 сентября 2015 г.
Переоформление выданных сертификатов в связи с продлением срока их действия не осуществляется.
Законодателем дополнен перечень сведений и документов, которые запрещено требовать у заявителя при оказании госуслуг
В соответствии с распоряжением Правительства от 11.06.2020 № 1535-р существенно дополнен перечень документов, которые нельзя требовать у заявителя при оказании государственных и муниципальных услуг. В данный перечень включен ряд сведений, которыми располагают ФНС, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд России, Росреестр и МВД.
В частности, нельзя требовать от заявителя содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния сведения о государственной регистрации рождения, смерти, заключения/расторжения брака, установления отцовства, перемены имени и некоторые иные.
Указанные документы должны предоставляться в рамках межведомственного взаимодействия.
Данные изменения направлены на упрощение и доступность получения гражданами социальной помощи, устранение бюрократии.